🤓Понеслось! На волне массового интереса общества (а значит и бизнеса) ко всему русскому и традиционному, началась грызня за права на народные орнаменты. Гжель, Хохлома, Палех, Городецкая роспись… Все теперь может стать предметом патентного захвата и юридических разбирательств.
Первая ласточка — притязания производителя меда и тканых изделий из Новгородской области к бренду Zarina, входящему в Melon Fashion Group, на особый тип народного узора, называемый «Крестецкая строчка». Если грубо, это геометрический орнамент, на основе кружочков и квадратиков, используемый в вышивке и производстве платков.
Предприниматель из регионов имеет амбицию обратиться в суд и требует возмещения у крупнейшего бренда. Об этом любое СМИ на безрыбье новостных поводов в мире фэшна напишет…
Можно ли захватить целый пласт народной культуры? Нам кажется, что нет. Русское народное творчество должно принадлежать русскому же народу на правах общенационального достояния. Эдак, с исками придут к каждой бабке ткачихе-вышивальщице, чьими силами, кстати, народная культура и развивается в веках.
А в вопросах схожести с объектом патентования (которое патентное ведомство как-то допустило) решение должен принимать суд. Будет любопытно последить за экспертизой квадратов и ромбов. Что вообще патентовал ФИПС и в каком статусе? Вопрос открыт.
Это хорошее разминочное упражнение перед сотнями судов по вопросам: кому принадлежит Хохолома и кто имеет больше прав на Палех? Тема остро актуальная.
Кстати, есть большое разъяснение статуса народных промыслов от лучших патентных юристов страны. Там все по делу. Кажется, возможный суд проигран еще до его начала.
Результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые в качестве НМПТ, преимущественно создаются на основе достижений прошлых поколений. Как Государство является собственником результатов народного творчества, а также природных ресурсов страны. В связи с этим исключительные права на НМПТ в своей основе ограничены правом собственности государства.