🤓Людьми, работающими на рынке продуктовой розницы, движет одно заблуждение: «люди никогда не перестанут есть». Мы слышали этот дурацкий тезис сотню раз. И ритейлеры и производители считают, что делают бизнес на каком-то особенном, заколдованном рынке, которого кризис никогда не коснется.
На самом деле все не так:
— Объем потребления падает — потому что люди перестают покупать лишнюю фигню, сжимая корзину до необходимого.
— Размер чеков снижается — оттого что покупатель начинает экономить и выбирает тот же незаменимый товар, но уже дешевле.
— Частота падает просто потому что регулярный стакан кофе с собой в магазине, на который заманивали покупашку, теперь выглядит по-ресторанному недоступным.
— Торговые сети в среднем сегменте теряют покупателей, которые перемещаются на уровень ниже. А чего выеживаться?
— Всякий непрофильный, но высокомаржинальный непрод начинает приобретаться в адекватных его профилю местах (например, на маркетплейсах).
… Технически вы относительно защищены конструкцией «люди всегда будут есть», только если производите что-то совсем базовое, например, зерно или картофель.
Подробная история падения отечественного ритейла в 2025 году в статье Ъ от четверга, которая лежит у нас в избранном уже пару дней.